Информация может быть полезна реставраторам антикварной мебели, собирателям и коллекционерам старинной мебели, а также всем, кто заинтересован в правильном подходе к реставрации мебели, к сохранению и возрождению старинных предметов мебели из дерева.
Сразу акцентируем внимание - речь идет именно о реставрации антикварной мебели, как она канонически должна выполняться, а не о ремонте мебели или других видах работ. В общем цикле мероприятий направленных на восстановление предметов старинной мебели очень важным аспектом являются материалы, которые используются при проведении реставрационных работ. Основных, составляющих фундамент на котором выстраиваются практически все реставрационные процессы, для получения правильного результата проводимых работ, не так много. В первую очередь клеи применяемые для склеивания древесины и других материалов, использовавшихся при создании мебели, отделочные материалы - для защитно-декоративного покрытия древесины, а также материалы для реставрации мягкой мебели. Построив свою работу по реставрации мебели на приведенных далее основных базовых материалах, вероятность испортить или даже совсем загубить предмет сводится к минимуму.
В преобладающем большинстве, во все времена основным материалом для изготовления мебели, служила древесина. Мебель могла быть сделана из цельного массива, либо основа изготавливалась из массива недорогой древесины местной породы и облицовывалась шпоном более дорогих привозных ценных пород или включала в себя оба варианта – отдельные элементы изготавливались из массива, другие фанеровались шпоном. Поэтому древесина была самым главным материалом необходимым для создания мебели.
Следующим после древесины важнейшим материалом является клей, при помощи которого и производилась склейка отдельных деталей, элементов, узлов предмета, наклеивался шпон и наконец, осуществлялась общая сборка предмета. Клеи в те времена были натуральными, природными.
Изготовленный из костей животных получил название - костный (вспомните классический рецепт холодца (без желатина) – костный клей. Костный клей, производится в плитках, чешуйках и гранулах.
Тот что сделан из подкожного слоя (мездры) животных – соответственно имеет название мездровый. Мездровый клей, производится в виде плиток, чешуек и гранулированным, как представлен на фото. Гранулированный клей является наиболее очищенным и качественным.
И наконец третий вид клея – рыбий, изготавливался из воздушных пузырей осетровых рыб.
Три эти вида отличаются по своим характеристикам и области применения. Основными в использовании были костный и мездровый клеи. Но техническую сторону использования этих клеев мы здесь не будем глубоко затрагивать, а остановимся на общем важнейшем аспекте необходимости применения столярного клея в реставрационной практике.
Более чем двухсотлетний опыт использования столярного клея доказал его преимущества и качество по отношению к современным клеям (как правило имеющим синтетическую природу). Глядя на предметы старинной мебели, возраст которых составляет 100 и более лет, а также учитывая как мебель эксплуатировалась, и в каких условиях приходилось находиться в процессе жизни предметам, при осмотре обнаруживаются крепкие клеевые соединения, узлы, облицованные шпоном поверхности. Отдельные предметы оказываются настолько крепкими, что не требуют переборки. Это свидетельствует, что столярный клей сохраняет на протяжении очень длительного времени свои клеящие свойства и позволяет осуществлять очень качественную склейку древесины. Современные клеи не имеют такого колоссального временного интервала применения, позволяющего характеризовать их качество и долговечность клеящих свойств.
Столярный клей (мездровый, костный) – является обратимым клеем, то есть может переходить из жидкого состояния в твердое и наоборот. Принцип обратимости – это один из самых главных принципов в реставрации мебели. Он обеспечивает возможность при необходимости произвести реставрацию предмета в будущем, также позволяет осуществлять некоторые корректировки в процессе проведения реставрационных работ.
Если при реставрации мебели применяется не столярный клей, а скажем ПВА (очень распространенный клей в современной реставрационной практике), сторонники которого считают его также обратимым клеем. Отчасти это так, но только условно. Да отвердевший клей ПВА размягчается при воздействии на него высокой температуры, может быть также дистуктирован посредством агрессивных химических реагентов, но очистить полностью с поверхности дерева клей ПВА довольно сложно, если не использовать механический способ удаления. А столярный клей удаляется посредством обычной горячей воды и щетки (необходимое мероприятие например при переборке и подготовке к склеиванию шиповых соединений). И даже если столярный клей где-то и остался, то при склеивании он вступает во взаимодействие со свежим столярным клеем (подрастворяется и потом вновь отверждается) и восстанавливает свои клеящие свойства. Ярким примером является устранение чижей фанерованной шпоном поверхности, когда в некоторых случаях не требуется даже подпускание в чиж свежего клея, а достаточно увлажнения поверхности шпона и прогрев с последующей притиркой специальным притирочным молотком.
Можно продолжать список причин, по которым использование при реставрации мебели именно столярного клея является приоритетным как для того кто производит реставрацию мебели, так и для владельца реставрируемого предмета.